воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Учебные стили

Мне нравится модель учебных стилей, созданная Felder & Silverman, а затем уточненная Felder & Soloman. Для особо любопытствующих приведу ссылку на описание модели и на статью (в последней особенно полезны разделы "как (такого-то типа) учащийся может сам себе помочь?").

У каждой модели есть свои ограничения, а некоторые вообще отвергнут эту модель. Но мне эта модель помогла определить свои сильные стороны и выработать свои стратегии обучения (а это разве плохо?). 

Сама модель состоит из 4 дихотомий, каждая из которых - это непрерывная шкала. В принципе, там есть опросник для определения собственных учебных стилей: Index of Learning Styles Questionnaire (на англ.), но многое можно узнать о себе, просто почитав описание стилей (см. ссылку на статью выше).

Попробую и я описать эти учебные стили и поделиться собственным опытом (думаю, это самое ценное - не забывайте, что всегда возможен противоположный вариант дихотомии :) ). Перевод будет не из словаря, но пытался подобрать слова, отражающие суть дихотомий - на всякий случай, в скобках указал английский вариант. Итак, 4 дихотомии из модели Felder & Soloman.

1) действующие (active) - думающие (reflective).
Первые скажут: "Давай попробуем и посмотрим, как это работает". Фраза вторых: "Давай сперва подумаем". 
Действующие предпочитают дискуссии, обсуждения, думающие предпочитают подумать в одиночку.
О себе. Сам я отношусь больше к думающим. Мне комфортно, когда я могу подготовиться к учебным активностям. Мне комфортно, когда "мозговой штурм" проходит в форме: "Давайте каждый подумает по отдельности, а потом сверим варианты" (ну зачем говорить первый вариант, пришедший в голову?). Мне всегда нужна пауза перед тем, как я дам ответ на значимый для меня вопрос. И для меня также важен эффект последействия, когда результаты могут быть даны после учебной активности. 
Сейчас модно использовать активные методы обучения, например, дискуссии. Но если дискуссия заключается лишь в том, чтобы поговорить в аудитории, а потом про это забыть, то это просто не для меня. А как же подумать? И продолжить дискуссию в следующий раз? 
Пример. У меня была встреча с научным руководителем насчет моей магистерской диссертации. К сожалению, в тот день у нее была встреча, и нам удалось поговорить минут 20-30. Она очень извинялась за то, что не смогла уделить достаточно времени для обсуждения моей темы. На что я ответил: "Не волнуйтесь, я все понял". Я пришел домой, заварил себе чашку чая и в течение 3 часов написал план исследования для своей магистерской диссертации. Мой научный руководитель была удивлена и сказала, что у меня очень хорошие исследовательские навыки.
2) визуальные (visual) -вербальные (verbal).
Визуальные воспринимают информацию через образы, вербальные - через слова. Не очень оригинальная идея, особенно если вспомнить системы кодирования информации :)
О себе. Не сказал бы, что эта дихотомия у меня сильно выражена, так как я всегда старался кодировать информацию по-разному и переводить ее из одной формы в другую. Но все же если выбирать предпочтения, то я окажусь... визуальным. Правда моя визуализация носит зачастую очень аналитический характер: блок-схемы, диаграммы, графики, семантическая сеть и т.п. Но все равно мне нужен (хотя бы такой) визуальный образ.
Пример. Очень часто мне проще нарисовать какую-то схему, чем описать ее словами. Правда в этом посте схем нет, пытаюсь писать слова - учусь, хаха :)
3) конкретные (sensing) - абстрактные (intuitive)
Первые предпочитают конкретные примеры, факты, вторые же работают с абстракциями, взаимосвязями.
О себе. Я более абстрактен, люблю искать скрытые взаимосвязи, сравнивать различные теории. И немного удивляюсь, когда мне говорят: "Нет, давай не будет рассматривать теорию. Давай рассмотрим на конкретном примере". 
Пример. Когда я готовился к экзаменам, я брал список вопросов и для каждого вопроса выписывал ключевые слова или формулы и связывал их дугами, образуя тем самым семантическую сеть. Да и вообще я люблю mindmap, но только когда я их сам для себя строю.
4) последовательные (sequential) - глобальные (global)
Первые идут последовательно, шаг за шагом. Вторые же предпочитают сначала видеть общую картину, а затем ее по отдельности изучать.
О себе. Ненавижу собирать пазлы, если я не видел общей картинки! Ну я определенно глобален и пользуюсь этим при проектировании: иду от общей картины, постепенно детализируя.
Пример. Мне очень нравится, когда в учебных презентациях есть оглавление (outline) и когда на нем останавливаются и объясняют, как эти части связаны друг с другом. К сожалению, оглавление часто опускается, и собираешь пазл прямо на лекции. :(
Как я уже отмечал выше, знание собственных учебных стилей помогло мне выработать свои стратегии обучения. При этом, они обычно связаны не с одним каким-то стилем. Но это круто, когда ты знаешь, как ты можешь учиться эффективно!

4 комментария:

  1. Просто, понятно интересно! Спасибо. Добавил блог в ридерленту, сейчас и в "нетвайбс" загружу))). Теперь слежу за всеми публикациями))))

    ОтветитьУдалить
  2. Так, а кто же я? Думаю, что действующий,визуальный, конкретный, глобальный (в последнем не уверен)

    ОтветитьУдалить
  3. Ох, какие у тебя продвинутые технологии. :)))

    ОтветитьУдалить
  4. Как-то самоанализ по данным критериям выходит у меня банальным с учетом ответов автора, но всё же, приведу и свои соотношения, где-то даже цитируя:

    1) «Мне комфортно, когда я могу подготовиться к учебным активностям; когда "мозговой штурм" проходит в форме: "Давайте каждый подумает по отдельности, а потом сверим варианты". Мне всегда нужна пауза перед тем, как я дам ответ на значимый для меня вопрос. И для меня также важен эффект последействия, когда результаты могут быть даны после учебной активности».
    - Иначе лжеистина может просочиться наверх, а гениальные идеи или версии, которые могут навести на гениальные идеи, так и не прозвучат в виду отвлечения или несоответствия поспешно заданному вектору. Как говорится, и обсуждать будет нечего.

    2) «Мне проще нарисовать какую-то схему, чем описать ее словами».
    - Обожаю ручку и блокнот, алгоритмы, блок-схемы, рисунки.

    3) «Люблю искать скрытые взаимосвязи»
    - Да. Но при этом стараюсь всё спроецировать на примеры.

    4) Жить предпочитаю шаг за шагом, а в обучении, конечно, лучше понимать к какой галактике относится искомая планета, а потом уже искать в ней Землю. ))

    p.s: Анализ всего чего можно использую и при написании баскетбольных статей во внештатной деятельности. Намного интереснее поиск некоторых закономерностей, играя с цифрами статистики, результатами команд, чем сухое повествование или типовое соглашение с трендами. Время на раздумье полезно, когда эмоции от увиденного утихают и материал становится не только характерным, но и более глубоким. И тут же использую возможные таблички, инфографику, чтобы было нагляднее.

    ОтветитьУдалить