пятница, 22 февраля 2013 г.

Про компетенции. Разные подходы

В 2006 году я впервые услышал слово «компетенция», и тогда же заинтересовался, что это такое и как можно реализовать компетентностный подход в вузах. Поэтому было время поразмыслить на эту тему и выработать собственное понимание, которое, вообще говоря, отличается от того, что предлагается во ФГОС ВПО третьего поколения. 
Постараюсь несколькими сообщениями описать свое понимание, а также конструктивно покритиковать упомянутый выше ФГОС.

Строго говоря, общепринятого определения компетенции нет. Можно выделить несколько основных (зарубежных) подходов (спасибо Google!).

1. Компетенция как стандарт поведения.
'Competency' and ‘competencies’ may be defined as the behaviours (and, where appropriate, tehnical attributes) that individuals must have, or must acquire, to perform effectively at work – that is, the terms focus on the personal attributes or inputs of the individual. (Источник: CIPD).
A competency is a set of defined behaviors that provide a structured guide enabling the identification, evaluation and development of the behaviors in individual employees. (Источник: Википедия).
Можно сказать, что компетенция  это стандарт поведения (т.е. то, как сотрудник должен себя вести), который необходим для эффективного выполнения работы.
При этом, такой стандарт поведения может называться «критическое мышление», «ответственность» и т.п., но при этом понимается все равно поведение. Например, под компетенцией «критическое мышление» понимается не вид мышления, а поведение (которое, скорее всего, соответствует человеку с развитым критическим мышлением), обеспечивающее эффективное выполнение работы.


Достоинства и недостатки такого подхода такие же, как у бихевиоризма. Компетенция измерима (это получается само поведение, которое можно наблюдать), однако в некоторых случаях необходимо знать то, что стоит за этим поведением.

2. Компетенция как способность мобилизовать внутренние ресурсы.
A competency is more than just knowledge and skills. It involves the ability to meet complex demands, by drawing on and mobilising psychosocial resources (including skills and attitudes) in a particular context. For example, the ability to communicate effectively is a competency that may draw on an individual’s knowledge of language, practical IT skills and attitudes towards those with whom he or she is communicating. (Источник: OECD)
Если говорить про профессиональное обучение, то упомянутый выше контекст - успешное решение профессиональных задач. Тогда можно дать такое определение компетенции: компетенция  это способность мобилизовать свои знания, умения и навыки, личностные качества и установки для успешного решения профессиональных задач.


В этом случае, если у нас есть два человека, которые обладают одинаковыми ЗУН, личными качествами и установками (таких в природе нет!), но при этом компетенция первого человека развита сильнее, чем у второго, то первый человек более успешен в своей профессиональной деятельности, так как лучше мобилизует свои ресурсы.
Однако сложность такого подхода заключается в том, что с помощью наблюдаемого поведения мы измеряем не только компетенцию как способность мобилизации, но и ЗУН, личные качества, установки.
Личное мнение. Внутренне я склоняюсь к такому определению компетенции. Более того, мне приснилась докторская диссертация «Психолого-педагогическое содержание компетенций...», а на одной из страниц была похожая схема (только немного посложнее). Я не зря нарисовал овалы и прямоугольники, так как эта схема связана со структурным моделированием (structural equation modeling). И если необходимо измерить компетенцию, то нужно помимо наблюдаемого поведения также измерять остальные характеристики (ЗУН, личные качества и установки), а результат для компетенции получать из структурной модели. Однако построение такой структурной модели - задача непростая, так как необходимо провести очень много различных измерений.
3. Компетенция как совокупность знаний, умений и личных качеств.
A competency is any observable and/or measurable knowledge, skill, ability or behaviour that contributes to successful performance in a given role. (Источник: Government of New Brunswick).
The competencies are observable or measurable skills, knowledge, and abilities. (Источник: http://www.nwlink.com/~donclark/performance/competencies.html)
Компетенция  это совокупность знаний, умений и навыков, способностей и поведения для успешного выполнения работы.


В некоторых случаях подчеркивается «интегральное свойство» такой совокупности характеристик и тогда, как мне кажется, данный подход начинает сближаться с предыдущим подходом.

А что у нас?
Приведу примеры определений двух компаний-лидеров (на мой взгляд), применяющих компетенции в своей работе, а также определение из ФГОС ВПО.
Компетенции – свойства личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции, и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение (Источник: Detech).
Компетенция – интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и установки человека, описанное в терминах наблюдаемого поведения (Источник: Экопси Консалтинг).
Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (Источник: ФГОС ВПО).
Оставлю на усмотрение читателя размышления о том, как приведенные выше определения соотносятся с рассмотренными выше подходами.
Однако сравнивая различные определения компетенций, для себя сделал следующий вывод: «Когда мы упоминаем компетенции, мы должны также говорить об историях успеха (success stories) и лучших практиках (best practices). Без них - это лишь пустые разговоры и/или манипуляция словами».

3 комментария:

  1. Плюсую Макс. Я вот статью хотел написать сначала по базовым трактовкам, а ты уже источники здесь собрал. Я ее в закладки, вот прям сейчас! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Лишил тебя статьи, да?)))
    На самом деле, ты можешь дополнить. Вдруг я что-то упустил.

    ОтветитьУдалить
  3. Да нет чего лишил? Я ссылками воспользуюсь + ссылка на твой блог, так что все в порядке, подтяну наше украинское законодательство)))

    ОтветитьУдалить